Заложники жизни в тени

04.05.2016

Доказательства существования отсутствуют

Безгражданство – проблема поколений, которая передается от родителей к детям. Если ребенок рождается лицом без гражданства, это отражается на всей его жизни. Все начинается с того, что он просто не может родиться в больнице, потому что его мать не имеет гражданства. В дальнейшем он не сможет получить образование, работу, так же, как и его дети. «И самое печальное – если такой человек умрет, то не останется ни одного доказательства того, что он вообще существовал», – сказал советник УВКБ ООН по вопросам безгражданства Джейсон Такер во время одного из своих выступлений в начале 2015 года. Такой ребенок словно рождается в тени и продолжает жить в тени до тех пор, пока он не будет документирован официально.

«Каждый ребенок с момента рождения имеет право на имя, отчество и фамилию, национальность и гражданство, а в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан, право на их сохранение» – гласит статья 9, посвященная праву ребенка на индивидуальность и ее сохранение, как гарантия основных прав и обязанностей ребенка, и Закон «О правах ребенка в Республике Казахстан». Таким образом, право на гражданство является одним из основных прав, гарантируемых ребенку законом. При этом у нас все еще не решена проблема безгражданства детей, некоторые из них являются лицами без гражданства уже в третьем поколении.

По общему правилу, ребенок лиц без гражданства, родившийся на территории Казахстана, по желанию родителей может быть документирован паспортом гражданина Республики Казахстан. В тоже время практика показывает, что лица без гражданства не спешат документировать своих детей нашими паспортами, поскольку в случае их выезда за рубеж и при желании принять гражданство другой страны, встанет вопрос о выходе их ребенка из гражданства РК, на что потребуется длительное время и материальные затраты. В связи с этим в большинстве случаях они не документируются и, соответственно, становятся уязвимой группой детей с точки зрения гарантирования и соблюдения прав человека. А также с точки зрения обеспечения безопасности, ведь они запросто могут стать жертвами торговли людьми, рабского труда, дискриминации и других преступлений.

Однако несвоевременное документирование или нежелание документировать детей может повлечь серьезные проблемы в будущем, решение которых может затянуться на несколько лет, а иногда и на десятилетия.

20 лет в тени

В практике юристов Казахстанского международного бюро по правам человека, оказывающих правовую помощь недокументированным лицам в рамках проекта УВКБ ООН, был случай, когда мама, не оформившая свидетельство о рождении сына должным образом и своевременно, вынуждена была добиваться этого документа в течение 20-ти лет. 20-ти лет борьбы, диспутов, обивания порогов ЗАГСов, посольств и других казенных учреждений.

Эта нетипичная история началась в 1996 году, когда молодая мама с тремя детьми вернулась на Родину – в Казахстан – из Украины. Позади были 12 лет, потраченные на документирование Светланы и ее старших детей. Но младшему сыну – Богдану «повезло» меньше других детей: несмотря на совершеннолетие, он до сих пор не имел действительных документов. Родился мальчик в украинском городе Днепропетровске; как и полагается, после выписки муж Светланы пошел в местный ЗАГС, однако вместо свидетельства о рождении на руки он получил тетрадный листок – свидетельство о рождении обещали выдать, когда появятся бланки! По словам Светланы, на тот момент обстановка в доме была сложная, семейная жизнь не складывалась. Затем она вместе с тремя детьми отправилась в Казахстан, на родную землю.

Светлана получила действительный паспорт только в 2011 году, в посольстве Украины в Казахстане (за ней сохранилось гражданство Украины), также документированы были и старшие дети. Но младший сын Богдан имел на руках лишь дубликат медицинской справки о рождении. Мама не отчаивалась, обращалась и в посольства, и в ЗАГС Днепропетровска, однако ей был дан ответ: «У вас нет прописки, обращайтесь у себя на месте». В самом деле, после получения действительного документа Светлана и старшие дети получили вид на жительство иностранца в Республике Казахстан.

В 2014 году со своей проблемой Светлана обратилась в Костанайский филиал Бюро по правам человека. На тот момент заявительница уже отчаялась: без документов молодой человек не мог продолжить обучение, не мог получить медицинскую помощь, не мог даже в здание суда зайти. Юристы Бюро сделали необходимые запросы, и летом 2015 года получили информацию о том, что актовая запись о рождении Богдана на Украине отсутствует. Тогда было принято решение обратиться в суд. Опять же при поддержке юристов Бюро Светланой было подано заявление в Костанайский городской суд об установлении факта рождения сына.

13 августа 2015 года, после трех судебных заседаний, судья Костанайского городского суда – Бахытгуль Канкулова удовлетворила заявление Светланы! И только тогда на основании решения суда Богдан в 20 лет получил первый действительный документ – свидетельство о рождении.

Сквозь призму законодательства и по принципу крови

При оказании правовой помощи по документированию несовершеннолетних лиц без гражданства, в частности, при оформлении справок о наличии или отсутствии гражданства в посольствах различных стран, возникают проблемы в получении точной информации о предыдущем месте и периоде проживания в другой стране, если у детей утрачена связь с родителями, и они проживают с другими родственниками, которые не обладают данной информацией.

В равной степени существует проблема страха у несовершеннолетних и их родителей, не имеющих определенного гражданства, которые боятся в принципе обращаться в соответствующие компетентные органы с целью документирования, и по этой причине продолжают жить нелегально. Естественно, подвергая свои права и права детей угрозе нарушения.

Рассматривая вопрос о гражданстве детей сквозь призму законодательства, остановимся на следующих моментах. Четыре различных статьи Закона о гражданстве 1991 года регулируют приобретение гражданства при рождении. Приобретение гражданства страны при рождении зависит от наличия либо статуса гражданина у одного из родителей (обоих родителей) ребенка на момент рождения, либо вида на жительство Республики Казахстан у родителей ребенка. Если родители на законных основаниях постоянно проживают в стране, тогда их детям может быть предоставлено гражданство.

Абсолютный принцип крови применяется к ребенку, чьи родители являются гражданами страны, и такой ребенок приобретает гражданство независимо от места рождения согласно статье 11 Закона о гражданстве 1991 года. При различном гражданстве родителей, один из которых к моменту рождения ребенка состоял в гражданстве РК, ребенок является гражданином Казахстана, если: он родился на территории РК или он родился вне пределов республики, но родители или один из них имели на момент рождения ребенка постоянное место жительства на территории РК согласно статье 12 вышеуказанного закона.

Гражданство ребенка, рожденного вне пределов РК, один из родителей которого к моменту рождения ребенка состоял в казахстанском гражданстве, а другой является иностранным гражданином, определяется по взаимному соглашению родителей, выраженному в письменной форме согласно статье 12, части 2 вышеуказанного Закона.

Принцип крови также применяется, и ребенок является гражданином Казахстана независимо от места рождения, если один из родителей к моменту рождения ребенка состоял в гражданстве Казахстана, а другой являлся лицом без гражданства, либо его гражданство неизвестно.

Положения части 2 статьи 12 Закона о гражданстве 1991 года, которые рассматривают гражданство детей, рожденных за пределами страны, чьи родители имеют разное гражданство и один из которых является гражданином РК, и проживают за пределами Казахстана на момент рождения ребенка, могут увеличить риск безгражданства ребенка, если родители не могут прийти к согласию относительно гражданства ребенка. В данном случае законодательно не существует механизма и не установлен порядок приобретения гражданства такими детьми. При этом ни один из применимых законодательных актов Казахстана не устанавливает срок, в течение которого родители должны прийти к согласию и определить гражданство своих детей, что увеличивает риск безгражданства.

Также проблемы возникают у лиц без гражданства, которые не могут представить документы, удостоверяющие личность. Данное положение не позволяет лицам без гражданства, не имеющим действующих документов (например, владельцев паспортов бывшего СССР), регистрировать рождение своих детей, и, следовательно, не дает таким детям возможности приобрести гражданство при рождении согласно части 2 статьи 12 Закона о гражданстве 1991 года. Опять же, не имеющие гражданства родители ребенка должны доказать факт своего постоянного проживания в стране. Согласно Закону о правовом положении иностранцев 1995 г., постоянно проживающими в Республике Казахстан признаются иностранцы и лица без гражданства, получившие на то разрешение и документ на право постоянного проживания, выданный государственными органами Республики Казахстан.

Помимо этого, Правила документирования 2000 года указывают, что удостоверения лиц без гражданства должны выдаваться лицам без гражданства, постоянно проживающим в стране (пункт 7), поскольку они регистрируются по постоянному месту жительства на основе удостоверения лица без гражданства (пункт 27). Поэтому наличие у родителей удостоверений лиц без гражданства является обязательным условием приобретения их детьми гражданства, и неспособность предъявить такое удостоверение препятствует приобретению гражданства ребенком.

В целом, закон о гражданстве 1991 года содержит определенные гарантии получения казахстанского гражданства лицами без гражданства при рождении. Данные гарантии соответствуют нормам, сформулированным в Конвенции 1961, предусматривающими: каждый ребенок имеет право на приобретение гражданства. Несмотря на тот факт, что другие положения Закона о гражданстве 1991 г., касающиеся приобретения гражданства при рождении, охватывают большинство ситуаций, которые могут повлечь безгражданство, и удовлетворяют большинству норм Конвенции 1961 г.. Но как уже упоминалось выше, гражданство при рождении могут приобрести не все лица, которые в противном случае будут лицами без гражданства. Например, несмотря на то, что статья 14 Закона о гражданстве 1991 г. предусматривает возможность предоставления гражданства детям лица без гражданства, все же не каждый ребенок может фактически получить гражданство Казахстана. Этот пробел может быть перекрыт либо путем предоставления общей гарантии против безгражданства при рождении согласно статье 1 Конвенции 1961 года, либо в качестве альтернативы в Закон могла бы быть включена такая гарантия для детей иностранных граждан, которые неспособны передать свое гражданство детям, или для детей, одним из родителей которых является такой иностранный гражданин, а другим – лицо без гражданства. Подобные юридические гарантии, например, были включены в Закон о гражданстве Российской Федерации.

Закон и его исполнители не должны превращать детей в невидимок!

Несмотря на то, что согласно закону ребенок, рожденный у двух лиц без гражданства, которые проживают на территории Республики Казахстан и имеют удостоверения лиц без гражданства, будет являться гражданином РК, миграционная полиция и некоторые суды по-прежнему выносят решения об отказе в предоставлении гражданства.

Юристы головного офиса Бюро по правам человека столкнулись с ситуацией, когда оба родителя являлись лицами без гражданства. И после того, как их дети достигли совершеннолетия, они обратились в миграционную полицию для получения ребенком удостоверения личности гражданина РК, они получили отказ. Миграционная полиция дала ответ, что ребенок может получить только удостоверение лица без гражданства (ЛБГ). Затем родители обратились к юристам Бюро, которые направили официальный запрос в миграционную полицию. Ответ был решительно отрицательным, а именно заключался в том, что ребенок должен получить удостоверение ЛБГ, так как на момент его рождения родители еще не являлись ЛБГ. Но в законе четко написано, что ребенок, оба родителя которого являются ЛБГ, получает гражданство РК. Юристы Бюро приняли решение написать письмо в прокуратуру и обратиться в суд. В итоге судья приняла решение обязать миграционную полицию выдать детям удостоверения граждан РК, что впоследствии и было сделано, став очередной победой и историей успеха в работе юристов правозащитной организации в области правовой помощи лицам без гражданства и защиты прав детей.

Итак, важно помнить, что согласно статье Статья 14 Закона «О гражданстве Республики Казахстан», ребенок, родившийся на территории РК у лиц без гражданства, имеющих постоянное место жительства на территории республики, является гражданином Казахстана.

Дети лиц без гражданства являются очень уязвимой категорией, с проблемой документирования таких детей сталкиваются как родители, так и государственные органы, а именно детские дома, больницы, центры психического здоровья. На документирование одного ребенка уходит от 1 до 5 лет в зависимости от сложности ситуации. Бывают случаи, которые длятся десятилетиями, как мы описали ранее. Важно отметить, что документирование затрудняет институт прописки, действующий в Республике Казахстан. Одним из возможных путей решения проблемы может стать создание института временной прописки, согласно которому лицу может быть предоставлена временная прописка, например, на период 6 или 8 месяцев, в течение которого он сможет восстановить утерянные документы или начать процесс документирования.

Данная мера, во-первых, будет способствовать искоренению безгражданства, и, во-вторых, будет свидетельствовать о стремлении государственных органов соблюдать международные договора в области защиты прав ребенка, ведь на государстве лежит обязанность заботиться о благополучном настоящем и будущем детей своей страны. Статья 3 Конвенции о правах ребенка гласит: «Во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры».

Таким образом, с точки зрения наилучшего обеспечения интересов ребенка меры, принимаемые государством и направленные на обеспечение благополучной жизни детей, на улучшение их жизни, должны приниматься постоянно и совершенствоваться в зависимости от актуальной ситуации в стране.

В настоящее время проблемами детей лиц без гражданства в Республике Казахстан занимается Бюро по правам человека, которое проводит работу с лицами без гражданства с 2009 года в рамках совместного проекта с Управлением Верховного Комиссара ООН по делам беженцев. Ежегодно к юристам Бюро обращается около двух тысяч человек с проблемами определения их гражданской принадлежности, некоторые из обратившихся уже являются лицами без гражданства в третьем поколении, среди них были и есть дети. В настоящее время Бюро ведет дела по документированию 18-ти детей лиц без гражданства. За все время работы проекта с 2010 года было документировано 123 ребенка.

В начале 2016 года Президент РК подписал указ о создании института Уполномоченного по правам ребенка, давно функционирующий в других странах, что вселяет надежду на то, что проблеме детей лиц без гражданства в Казахстане будет уделено особое внимание, будут приняты дополнительные меры по выявлению таких детей, особенно в сельской местности, а также будут проводиться информационные кампании, чтобы родители таких детей и сами дети знали о своих правах и возможностях касательно документирования в Республике Казахстан. Пока же они в тени, их не видно государству, оно не может ни обеспечить их, ни защитить в необходимых случаях. Для того чтобы вытянуть таких детей из жизни в тени, требуется принять ряд обязательных мер, которые мы описали в нашей статье, с целью наилучшего обеспечения интересов ребенка в нашей стране.


Добавить комментарий